Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [128] |
[17-Ноя-11] | |
справа про захист прав споживачів кредитних послуг (0) |
[20-Окт-12] | |
Тимчасове обмеження боржника у праві виїзду за межі України (0) |
[16-Окт-12] | |
застосування судами законодавства при вирішенні спорів із зобов'язань, що виникають із договорів та інших правочинів (0) |
[10-Июн-11] | |
про податковий облік (2) |
[05-Май-11] | |
РЕГЛАМЕНТ пленуму Вищого господарського суду України (0) |
[16-Окт-12] | |
застосування судами при розгляді справ окремих норм земельного права (0) |
[19-Апр-11] | |
Справа про заміну смертної кари довічним позбавленням волі (0) |
[15-Июн-11] | |
ПОЛОЖЕННЯ про забезпечення доступу до публічної інформації у Верховному Суді України (0) |
[01-Май-11] | |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАУЧЕР - ЭТО ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА (0) |
[01-Май-11] | |
интернет-аукцион "eBay@eBay.com" и украинская таможня (0) |
Наш опрос
Меню сайта
Поиск
Друзья сайта
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ИЗРАИЛЕ (1) |
[07-Окт-11] | [Мои статьи] |
Правові засади діяльності журналістів в Україні (0) |
[22-Май-11] | [Мои статьи] |
Судовий прецедент: проблеми запровадження в Україні (0) |
[11-Ноя-12] | [Мои статьи] |
Гамбино, Карло (0) |
[20-Авг-12] | [Мои статьи] |
Проблемы безопасности предпринимательской деятельности (0) |
[20-Ноя-11] | [Мои статьи] |
Легализация наркотиков (1) |
[14-Ноя-11] | [Мои статьи] |
Смешной Яндекс для юристов (0) |
[19-Окт-12] | [Мои статьи] |
Иммиграция: новая проблема нового столетия (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
Корпоративное управление (0) |
[19-Авг-12] | [Мои статьи] |
Анекдоты об адвокатах (1) |
Главная » Статьи » Мои статьи |
СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В НИДЕРЛАНДАХ
Голландская система восходит к 1950-х гг., когда население впервые получило доступ к услугам бесплатной юридической помощи. Фундамент нынешней системы был заложен в 1970-х гг., когда усилия по созданию оптимальной системы социальных услуг в стране достигли пика. Первыми с инициативой юридической помощи для неимущих слоев населения выступили сами поставщики юридических услуг. Значительный рост расходов и соответствующее превышение бюджета Министерства юстиции послужили достаточными основаниями для того, чтобы правительство приняло самые серьезные меры и коренным образом изменило всю систему. В новом Законе о бесплатной юридической помощи, который вступил в силу с января 1994 года, были сформулированы четыре главные задачи: Во-первых, в голландском Законе о бесплатной юридической помощи лицам, не имеющим достаточных финансовых средств, предоставлялось право обращаться за бесплатной юридической помощью, финансируемой из государственного бюджета. Во-вторых, Закон о бесплатной юридической помощи предусматривал наличие достаточного числа поставщиков юридических услуг, которые финансируются государством. Третья задача – это финансовый менеджмент всей системы. Четвертая задача Закона о бесплатной юридической помощи – модернизация управления, позволяющая внедрить систему контроля и надзора. Общую ответственность за организацию юридической помощи в Нидерландах несет Министр юстиции, который делегирует свои обязанности начальнику Департамента юридической помощи при Министерстве юстиции. Он является единственным источником финансирования всей системы. В соответствии с Законом о бесплатной юридической помощи создается схема или программа предоставления юридической помощи, которая включает как юридическое представительство, так и юридические консультации для лиц, имеющих право на такие услуги. Расходы частично погашаются из финансируемого государством Фонда бесплатной юридической помощи, частично – за счет отдельных клиентов, сумма взносов которых рассчитывается в соответствии с критерием малообеспеченности. Эти взносы могут вообще не взиматься. Бесплатная юридическая помощь предоставляется по гражданским, уголовным, административным, иммиграционным делам, а также по делам о получении статуса беженца. Советы по бесплатной юридической помощи – причины их создания и организационные вопросы (i) Вопросами управления и расходования средств Фонда бесплатной юридической помощи, а также вопросами политики и стратегии Фонда занимаются 5 Советов по бесплатной юридической помощи, созданные в 1994 году. Советы по бесплатной юридической помощи созданы как независимые органы управления. До 1994 года не существовало бюджетного контроля за услугами по оказанию юридической помощи, не было также и адекватного надзора за этой деятельностью, поэтому в обществе укоренилось мнение о злоупотреблениях в этой сфере. Советы по бесплатной юридической помощи были созданы для обеспечения лучшего контроля за расходами, для повышения качества услуг и поддержания баланса между спросом и предложением. Хотя существует 5 Советов по бесплатной юридической помощи, в течение последних десяти лет они работали как единый орган. (ii) Первоначально главный упор в деятельности Советов приходился на контроль и отчетность. После того, как по оценкам 1998 года было установлено, что контроль и отчетность организованы нормально, Советы получили возможность больше внимания уделять другим направлениям политики, таким как отслеживание и контроль спроса и предложения, качества и альтернативные методы решения споров. (iii) Советы по юридической помощи ежегодно получают бюджетное финансирование от Парламента. Министр юстиции обычно консультируется с Советами по бесплатной юридической помощи относительно осуществимости некоторых элементов бюджетного предложения, проводятся консультации и с Министром финансов. После разъяснений и переговоров с Министром юстиции бюджет направляется в Парламент. Советы по бесплатной юридической помощи подотчетны Министерству юстиции. Функции Советов по бесплатной юридической помощи Советам по бесплатной юридической помощи предоставлены следующие полномочия: (i) оценивать ходатайства о предоставлении бесплатной юридической помощи в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций, (ii) оценивать декларации, поступающие из управлений делами судов, и решать вопросы финансирования центров юридической помощи и консультаций из средств Министерства юстиции, (iii) допуск адвокатов для работы в системе бесплатной юридической помощи, (iv) заключать договоры с третьими сторонами, (v) координировать работу экстренной службы защитников («дежурных адвокатов»), (vi) сотрудничать с IRIS (организацией, которая занимается программным обеспечением и компьютерным оборудованием для Советов по бесплатной юридической помощи и центров юридической помощи и консультаций), (vii) создавать центры бесплатной юридической помощи и консультаций для политических беженцев, претендующих на получение убежища. Право на бесплатную юридическую помощь и поставщики такой помощи Право на бесплатную юридическую помощь закреплено в Конституции Нидерландов, где провозглашается, что лица, не имеющие возможности оплачивать расходы на необходимые юридические услуги, имеют право воспользоваться положениями, закрепленными в Законе о бесплатной юридической помощи. Голландская система бесплатной юридической помощи представляет собой смешанную модель, в которой бесплатная юридическая помощь предоставляется частными адвокатами и адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. В Законе о бесплатной юридической помощи определены три вида услуг, на которые могут претендовать клиенты: (i) Бесплатная получасовая юридическая помощь (так называемые консультации), которая предоставляется по правовым проблемам любого характера, в основном, штатными адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. Решение о том, подпадает ли заявитель под действие ограничений, установленных по закону, основывается только на проводимой сотрудниками центра проверке материальной обеспеченности заявителя. Данные за 2001 год: 180 000 граждан получили такого рода консультации и информацию от сотрудников центров юридической помощи и консультаций в течение 2001 года. Эти услуги предоставляют также и частные адвокаты, но в ограниченном объеме (в 2001 году – 2000 дел). Таким адвокатам необходимо иметь специальное соглашение с Советом по бесплатной юридической помощи, обслуживающим конкретный район, в котором работает адвокат. (ii) Если для рассмотрения юридической проблемы необходимо больше, чем полчаса работы адвоката, и, в то же время, имеются основания предполагать, что эту проблему можно решить сравнительно быстро, адвокаты центров юридической помощи и консультаций работают с клиентом еще три часа. Заявитель должен заплатить за услугу € 13,5. Такие услуги предоставляются на основании результатов определения статуса малообеспеченного, которая проводится по облегченной процедуре. Данные за 2001 год: 33 000 граждан воспользовались этой услугой. (iii) Если для решения проблемы необходимо минимум три часа, заявители имеют право получить юридическую помощь на основании так называемых сертификатов. Такая помощь предоставляется как адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций, так и частными адвокатами. Для этого клиент должен предъявить документы (полный набор) о своих доходах и капитале. На основании предъявленных документов и характеристики правовой проблемы, которую представляет адвокат, Совет должен решить вопрос о том, следует ли удовлетворить заявление. Если Совет принимает положительное решение, заявитель должен сделать денежный взнос, размер которого зависит от его дохода. Сумма взноса варьируется от минимальной, в размере € 61, до максимальной, в размере € 532. В исключительных случаях заявитель может быть освобожден от выплаты денежного взноса, особенно в уголовных делах и в делах о предоставлении убежища. Если заявитель обращается с просьбой о выдаче второго сертификата в течение шести месяцев, сумма денежного взноса, причитающегося к уплате заявителем, снижается. Данные за 2001 год: в этом году было выдано 300 000 сертификатов адвокатам (150 000 гражданских дел, 100 000 уголовных дел и 50 000 дел о предоставлении политического убежища). 7 500 сертификатов было выдано адвокатам, работающим в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. Было также выдано 75 000 сертификатов «дежурным солиситорам». Центры бесплатной юридической помощи и консультаций и штатные адвокаты, работающие в этих центрах Адвокаты, работающие в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций, предоставляют все виды бесплатной юридической помощи, но специализируются на краткосрочных услугах лицам со средним или низким уровнем доходов. Обычно они выполняют три функции: предоставляют информацию, предоставляют простые консультации и направляют к частным адвокатам. В центрах бесплатной юридической помощи и консультаций работают профессиональные солиситоры, которые по уровню образования и опыта не уступают членам адвокатского сообщества. Некоторые правовые действия в Нидерландах позволено осуществлять только полноправным адвокатам. Центры являются широко доступными организациями с большим географическим охватом. Сначала центры бесплатной юридической помощи и консультаций финансировались Советами на основании соотношения между рабочими местами и ожидаемыми результатами работы, а с 2001 года они финансируются на основе фактически проделанной работы. Частные адвокаты, привлеченные к работе по схеме бесплатной юридической помощи Частные адвокаты, имеющие право предоставлять финансируемую государством юридическую помощь, регистрируются в одном из пяти региональных Советов по бесплатной юридической помощи. Около 67 % голландских адвокатов принимают участие в системе бесплатной юридической помощи, большинство из них оказывают услуги по очень низким расценкам. Обычно частные адвокаты занимаются делами на основании сертификатов, в основном из-за их специализации в семейном, контрактном, уголовном праве или в делах по правам беженцев. Частные адвокаты, например, ведут все уголовные дела. Когда дело завершено, адвокат выставляет Совету по бесплатной юридической помощи счет за отработанные часы. Адвокаты получают фиксированную оплату в соответствии со схемой, в которой оплата труда адвоката варьируется в зависимости от типа проблемы, а также от вида предоставленных услуг (консультация или процедурная помощь). Учитывается также трудоемкость дела. В 2001 году средний часовой тариф составлял € 83. В голландской системе юридической помощи организована новая модель. Это многолетние контракты с юридическими фирмами, по которым они «берут на себя» заранее определенное число дел в важных отраслях права. Фирмы должны соответствовать определенным критериям для гарантии качества услуг. Статистические данные о системе бесплатной юридической помощи (за 2001 год) Общая численность населения Голландии составляет 16 млн. человек. Приблизительно 48% населения (6,1 млн. человек) имеют право на бесплатную юридическую помощь. Ежегодно подается более 600 000 ходатайств о предоставлении бесплатной юридической помощи. Неизвестно, насколько эти показатели соответствуют фактическому спросу в целевой группе. Бесплатную юридическую помощь и консультации предоставляют 17 центров юридической помощи и консультаций, в которых работает 250 адвокатов, а также 8000 частных адвокатов, действующих в рамках общей схемы. Кроме того, около 100 штатных адвокатов работают в трех центрах юридической помощи и консультаций, специализирующихся на предоставлении юридической помощи лицам, претендующим на получение политического убежища. Всего в Голландии работает 11 600 частных адвокатов. Показатель “плотности адвокатов” составляет один адвокат на 1350 жителей. Общая сумма расходов на систему бесплатной юридической помощи в 2001 году составляла 262 млн. евро, 40 евро на душу населения. Общие показатели по числу дел, по которым была предоставлена бесплатная юридическая помощь следующие: 148 000 – гражданские дела; 102 000 – уголовные; “дежурные адвокаты” – 64 000 и дела о получении убежища – 54 000. Число консультаций, предоставленных центрами бесплатной юридической помощи и консультаций: 180 000 получасовых консультаций; 35 000 консультаций продолжительностью до трех часов и 7 500 консультаций продолжительностью свыше 3 часов. | |
Просмотров: 2541 | | |