Суббота, 23-Ноя-24, 23:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела

[14-Май-11]
о кредитах (0)
[20-Окт-12]
Тимчасове обмеження боржника у праві виїзду за межі України (0)
[16-Окт-12]
застосування судами при розгляді справ окремих норм законодавства про власність та спадкування (0)
[10-Авг-12]
ЗАКОН УКРАЇНИ Про засади державної мовної політики (0)
[28-Сен-12]
Зразок скарги/заяви до Вищої кваліфікаційної комісії суддів України на неправомірні дії судді (1)
[16-Окт-12]
Про деякі питання практики застосування Закону України "Про судовий збір" (0)
[26-Ноя-11]
за «WebMoney» не накажут (0)
[16-Сен-12]
набуття права власності на об'єкти безхазяйного нерухомого майна (1)
[20-Июн-12]
Щодо застосування окремих норм цивільного законодавства (0)
[17-Июн-12]
Щодо питань, пов'язаних із застосуванням пункту 6 підрозділу 10 розділу XX Податкового кодексу (0)
Наш опрос
Какой бесплатной услугой Вы бы воспользовались ?
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Тендерный закон для цирковых мартышек

Рискнем утверждать, что обе стороны упустили главное. Нет, закон действительно удовлетворяет интересы и предприятий (на которых работают сотни тысяч украинцев), и коррупционеров (которые обкрадывают эти сотни тысяч на миллиарды), и международных организаций. И ветировать его нужно. Но не из-за коррупции.

А из-за того, что власть имущие из Верховной Рады, Кабмина и президентской администрации предельно открыто и откровенно показали миллионам граждан, что для них их чаяния так же ценны, как нужды цирковых мартышек. Это не метафора. Это конкретная строка законопроекта, которую регионалы-инициаторы замяли, а оппозиционеры — проглядели.

Ведь в стране, где уже синоптики выступают с отчаянной критикой власти, каждый плевок в достоинство граждан может вернуться плевком свинца. Всех во всех.

Постараемся обосновать. Начнем с привычно-скучного — рассказа о том, как этот законопроект принимался.

Пренебрежение требованиями закона, мнением сограждан, своих коллег, международных организаций уже давно стало отличительной чертой комитета по вопросам экономической политики, который уполномочен разрабатывать тендерное законодательство. Манипуляции, подтасовки документов и фальсификации, откровенное вранье — с 2005 года эти приемчики применяются тендерными кукловодами каждый раз, когда принимаются важные законопроекты в сфере госзакупок (и не только).

Не стал исключением и нынешний законопроект №7532. Он был подан Кабмином в конце прошлого года. Подвергся критике за перевод закупок госпредприятий в ручное управление КМУ и закрытие тендерной информации от граждан. Проголосован в первом чтении и вынесен на второе 7 апреля.

И вот тут начались игрища. Накануне, 6 апреля, с подачи Антона Яценко, главы подкомитета по вопросам регулирования рынка госзакупок, через экономический комитет протаскивается новый текст законопроекта, вводящий общенациональные коррупционные схемы, схожие с Тендерной палатой (обязательное страхование у «своих» компаний, «свой» банк для прокачки закупочных миллиардов всей страны и т.п.). Как и ранее, народных депутатов собирались «развести втемную».

Разразился скандал (см., например, «ЗЗ5 миллиардов. За госзакупки Янукович обещает карать», ZN.UA №14 от 16 апреля 2011 года). Рассмотрение перенесли на 21 апреля, потом еще раз — уже на прошлую неделю, 12 мая. И опять предпринята попытка заставить народных депутатов голосовать втемную. Текст для голосования появился на сервере ВРУ только 12 мая. Хотя А.Ефремов клятвенно уверял, что он был доступен за день до этого (ошибался или…).

Проголосованный во вторник текст также вызывает сомнения. Леся Оробец (фракция «НУ—НС») утверждает, что в нем появилось более 30 новых поправок, а 150 были изменены. Между тем еще 7 апреля Главное юридическое управление отмечало, что согласно регламенту ВРУ поправки в проект, который готовится ко второму чтению, могут вноситься только в текст проекта, принятого Радой за основу.

К тому же обнародованная ко второму чтению сравнительная таблица была составлена настолько отвратительно (специально?), что невозможно было понять, какие поправки приняты комитетом. Этого не смог внятно объяснить даже докладывавший проект А.Плотников.

Справедливости ради следует сказать, что депутаты-оппозиционеры (Н.Томенко, К.Ляпина, Л.Оробец и др.) продемонстрировали удивительное незнание законопроектных документов: они ориентировались только на сравнительную таблицу. Тогда как им был доступен и окончательный текст законопроекта. А в нем было четко видно, что предлагается к голосованию.

Впрочем, не смеем утверждать, что именно этот текст уйдет на подпись к президенту. Тендерная история Украины учит, что он может кардинально измениться даже по пути с ул. Грушевского на ул. Банковую.

Эта неразбериха будет продолжаться до тех пор, пока госзакупками в Раде будет заведовать А.Яценко со товарищи. Как сказал его давний знакомый Василий Цушко, «пока Антон Яценко отвечает в комитете по вопросам экономической политики ВР за работу по этому законопроекту, такие эксцессы вполне вероятны. Яценко доверять нельзя...» (ZN.UA, №14 от 15 апреля 2011 года).

Как Андрей Петрович поссорился с Сергеем Владимировичем?

Так что же предлагается в законопроекте? Начнем с хорошего. Как мы указали, апрельский вариант в исполнении А.Яценко был полон новых коррупционных схем. В майском тексте их уже нет. Суть этих схем была следующей. Все сотни миллиардов, выделяемых на госзакупки, прокручиваются только через один банк. Он может решать, допускать участника к госторгам или нет. Все победители торгов обязаны оформлять страховку у некой страховой компании. Минэкономики проводит мониторинг госзакупок, определяет сумму убытковиз-за неправильных тендеров и распоряжается их судьбой. Оно же выбирает банк и страховую компанию (вместе с Госкомфинуслуг). Иными словами, создается стройная «откатная» схема в масштабах всей страны.

Очевидно, что для ее реализации тендерные кукловоды должны были иметь «своих» людей во главе как Госкомфинуслуг, так и Минэкономики. С г-номВолгой мосты дружбы были налажены еще год назад, о чем неоднократно писали десятки изданий. А что же министр экономики Андрей Клюев, главный формальный бенефициар схемы? Тут нужно напомнить, что А.Яценко был принят в ряды Ордена Золотого Тельца, то бишь фракцию Партии регионов, в середине марта. Как раз накануне протаскивания указанных схем через Раду. Вопросы?

Так почему же они не прошли? 6—7 апреля стало понятно, что отбой был дан с самого верха властного Олимпа — из президентской администрации. Сначала в роли ключевого борца называли Ирину Акимову. Мол, предвидя общественный взрыв и негодование международных организаций, она мобилизовала все рычаги противодействия.

Однако более вероятной выглядит кандидатура Сергея Левочкина, главы администрации. Его мотивация проста: предприятиям А.Клюева уже дали подзаработать на бюджетных средствах. Такая, гоголевская, трактовка событий выглядит жизненнее, нежели забота о соответствии нормам ЕС. И печальнее — у политической элиты так и не появилось автоматическое неприятие схем наподобие Тендерной палаты. Все зависит от игры случая и изменчивой воли пары-тройки лиц...

Хотя эти схемы не прошли в законе (судя по его доступному тексту), предпосылки для взращивания их урезанного варианта остались. Минэкономики получает право мониторить тендеры, давать рекомендации по устранению недостатков. И оно же будет определять порядок мониторинга.

Осталось и страхование. Правда, в добровольном виде. Но если закупка на сумму более 10 млн. грн. предполагает предоплату, то такое страхование становится для победителя торгов обязательным...

Ложка меда в бочку дегтя

Существующий — и удовлетворительный — режим открытости и прозрачности госзакупок остался, пусть и с небольшими изменениями. Важное уточнение — для тех заказчиков, которые подпадают под действие закона о госзакупках. Поэтому Николай Томенко, утверждавший, что госзакупки полностью «закрывают» от граждан, ошибался. Правда, наш оптимизм основывается на тексте законопроекта, а не на сравнительной таблице или непредсказуемых изменениях.

Вводятся важные изменения в процедуры госзакупок. Отменяется согласование закупки у одного участника со стороны Минэкономики. Отныне вся ответственность за выбор этой коррупционно опасной процедуры ложится исключительно на заказчика. Некоторые оппозиционные депутаты усматривают и в этом шаге злой умысел. Спорная позиция. Ведь сохраняется требование обнародовать ключевую информацию о таких сделках. К тому же и МВД, и СБУ, и ГлавКРУ должны активно отслеживать подобные закупки!

В предлагаемом законопроекте появилась маленькая хитрая деталь. В случае закупки у одного участника заказчик обязан будет провести переговоры с несколькими потенциальными поставщиками, а не просто выбрать одного, «своего», как это происходит сейчас.

Законопроект также вводит новую процедуру — рамочные соглашения. В принципе, ее использование может упростить закупочные процессы без потери открытости, об этом ZN.UA уже писало (№6 от 18 февраля 2011 года). Правда, регулирование «особенностей заключения и выполнения соглашений» отдается на откуп Минэкономики и Кабмину. Это создает очевидный риск корыстного своеволия (на это указало и Главное юруправление аппарата ВРУ).

Миллиарды — в тень

А теперь перейдем к тому, что вызвало волну возмущения среди оппозиционных депутатов, гражданских активистов и журналистов. Полностью выводятся из-под действия закона государственные, коммунальные, казенные и подобные предприятия, а также хозобщества с госдолей более 50%. В прошлом году объем их закупок составил 132,7 млрд. грн. из общей суммы госзакупок в 172,1 млрд. грн., по данным Госкомстата.

То есть с них снимается обязанность проводить закупки по строго определенным процедурам. Как и информировать граждан о том, что, у кого и по какой цене они покупают.

Единственное исключение — они подпадают под действие закона только в случае использования государственных, бюджетных средств.

Регулирование закупок такими предприятиями и хозобществами — это давняя проблема украинской системы госзакупок, и ZN.UA об этом тоже писало (см. №6 от 18 февраля 2011 года). В идеале, в условиях Украины ее решение требует тщательного учета интересов нескольких сторон: предприятий, органов власти и общества. Глупо, когда реальное предприятие, занимающееся производством, вынуждено проигрывать на рынке конкурентам-частникам из-занеобходимости соблюдать длительные тендерные процедуры. Пусть даже оно и основано государством или государство имеет в нем долю.

С другой стороны, недопустимо, когда такие предприятия становятся средством для обогащения его руководства и медленно, но уверенно погибают, в том числе из-за закупок по принципу круговой поруки. А это явление очень распространено. Как говорил в интервью ZN.UA Петр Андреев, глава Госфининспекции, у правительства до сих пор нет четкого списка предприятий, находящихся в госсобственности. А те 10 тыс. предприятий, которые были созданы разными органами власти, зачастую являются бюджетными паразитами (см. №13 от 9 апреля 2011 года). Тот же журналистский проект «Наші гроші» практически каждый день публикует конкретные примеры таких злоупотреблений.

В этих условиях закупочный закон выставляет хоть какие-то препятствия на пути разнузданной коррупции.

Наконец, граждане имеют право требовать использования хотя бы минимальных рычагов контроля над тем, как распоряжаются их имуществом такие предприятия. Открытая публикация информации об их закупках — один из них.

Балансирование интересов разных сторон требовало кропотливой работы. Но парламентское большинство (и президентская администрация за его спиной) учло лишь интересы предприятий. И их менеджеров и покровителей во власти.

Впрочем, законопроектом предусмотрено, что закупки естественных монополий (есть еще несколько исключений) должны регулироваться специальным законом. Кабмин должен в течение месяца подать его проект в Верховную Раду.

В принципе, в этом случае может возникнуть доселе невиданная для Украины ситуация. А именно — частная компания будет обязана проводить свои закупки по правилам, установленным государством, например недавно приватизированный «Укртелеком». Он значится в списке субъектов естественных монополий на общегосударственных рынках, который ведет Антимонопольный комитет. В этом списке — сотни государственных, коммунальных и казенных предприятий по всей стране.

Какими могут быть эти государственные правила? В распоряжении ZN.UA есть февральский вариант подобного законопроекта, разработанный Минэкономики в сотрудничестве с соответствующими госрегуляторами. Настораживает то, что его авторы предлагают закупку у одного участника сделать едва ли не единственной обязательной процедурой для монополистов (пусть и с обнародованием информации о таких закупках). Эксперты проекта SIGMA выразили недоумение...

Ну и так, по мелочи...

Неоправданное расширение списка абсолютных исключений из закона, а также появление мутных критериев применения закупки у одного участника кажутся, конечно, мелочью по сравнению с сотней миллиардов гривен госпредприятий. Однако они значительно повышают коррупционные риски для оставшейся части.

Президенту или Кабмину разрешается по своему усмотрению проводить закупки для «выездных гастрольных мероприятий творческих коллективов и исполнителей… которые имеют общественно-политическое, культурное или историческое значение…». Это отражение любви В.Януковича к творчеству Таисии Повалий или Яна Табачника? Или Дмитрия Табачника — к песням Иосифа Кобзона? Почему украинских граждан лишают возможности узнать, сколько будет потрачено на подобные гастроли? Потому что кто-то хочет устраивать банкеты за счет украинцев?!

Из-под действия закона выводятся закупки Аграрного фонда. Как отметило Главное юруправление аппарата ВРУ, предмет таких закупок может охватывать подавляющее большинство продуктов питания. В этой связи выглядят обоснованными предположения о том, что за монополизацией зернового рынка страны («Хлеб Инвестбуд») торчат уши президентской администрации.

К критериям проведения закупки у одного участника добавили «возникновение особенных экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение сроков для проведения конкурсных торгов...». Как сказала Л.Оробец, «у нас такие особенные условия возникают каждую зиму, весну и лето...».

Ну и при чем здесь цирковые мартышки?

Перечисленных коррупционных дыр «лучшего варианта документа в стране» достаточно, чтобы одобренный законопроект не понравился. И он был ветирован. Правда, обычному человеку от этого ни холодно ни жарко. Хотя от госзакупок зачастую и зависит жизнь или смерть.

Но вот одна неприметная норма заставила автора статьи этот законопроект возненавидеть. Речь идет о выведении из-под действия закона закупок… «кормов для цирковых животных». Ну и что, спросите вы, обычный лоббизм. В том-то и проблема, что это не так. За впихивание этой нормы «благодарности» от цирков не получишь, деньги мизерные. Разумно обосновать ее необходимость невозможно: неужели проще закупать обеды для школьников, чем бананы для павианов?

А вот получить издевательские комментарии в офисах Всемирного банка, ЕС, ООН и прочих — запросто.

Остается унизительное объяснение. Кому-то из «тайных властных сфер» захотелось удовлетворить свою маленькую милую прихоть — то ли после похода с ребенком в цирк, то ли по приколу, то ли…

Согласно сравнительной таблице, автором этой поправки (как и исключения гастролей) является Валентин Ландык, один из отцов-основателей Партии регионов. Появилась она в последнем варианте законопроекта, когда процессом рулила явно президентская администрация…

Значит, учитывать законные требования граждан — это тяжело, сложно, да и вообще не нужно. А продемонстрировать — кто в доме хозяин — просто обязательно. Ей Богу, эта строка в законопроекте стоит миллиардов коррупционных дыр!

Категория: Мои статьи | Добавил: karacut (24-Май-11)
Просмотров: 1434 | Рейтинг: 0.0/0