Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [128] |
[22-Май-11] | |
Порядок розірвання трудового договору з ініціативи власника або уповноваженого ним органу (0) |
[10-Июн-11] | |
про податковий облік (2) |
[16-Окт-12] | |
застосування судами при розгляді справ окремих норм земельного права (0) |
[10-Авг-12] | |
ЗАКОН УКРАЇНИ Про засади державної мовної політики (0) |
[14-Май-11] | |
о кредитах (0) |
[01-Май-11] | |
ДЛЯ ТЕХ КТО ДУМАЕТ ЧТО МОЖНО РАССЛАБИТЬСЯ (0) |
[29-Авг-11] | |
Заява N 46014/07, подана Євгенією Володимирівною Рохлею проти України (0) |
[02-Дек-11] | |
Про практику застосування Вищим господарським судом України у розгляді справ окремих норм матеріального права (0) |
[20-Апр-11] | |
П О С Т А Н О В А Верховного Суду N 3-18гс11 від 04.04.2011 р (1) |
[22-Сен-12] | |
обжалование результатов выборов (0) |
Наш опрос
Меню сайта
Поиск
Друзья сайта
[23-Апр-11] | [Мои статьи] |
Щодо змін у законодавстві у зв'язку з ратифікацією Європейської конвенції про усиновлення дітей (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В НИДЕРЛАНДАХ (0) |
[20-Апр-11] | [Мои статьи] |
Корупційні ризики в діяльності державних службовців (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
Стадный инстинкт и его преодоление. Продолжение (0) |
[07-Май-11] | [Мои статьи] |
Выезд детей на ПМЖ. (0) |
[10-Окт-11] | [Мои статьи] |
Закон Украины "О бесплатной правовой помощи" (1) |
[15-Июл-12] | [Мои статьи] |
Державний реєстратор прав на нерухоме майно як суб'єкт встановлення юридичних фактів у цивільному праві (0) |
[28-Авг-12] | [Мои статьи] |
7 подводных камней договора поставки (0) |
[24-Май-11] | [Мои статьи] |
Тендерный закон для цирковых мартышек (0) |
[13-Ноя-11] | [Мои статьи] |
Влияние на преступность цен хлеба (0) |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Международные стандарты, касающиеся предупреждения преступности несовершеннолетних
Международные стандарты – это принятые на международном уровне правила, требования, принципиальные положения, направленные на совершенствование деятельности государств, как внутри страны, так и на международном уровне, по предупреждению преступности. Международно-правовые стандарты находят отражение в определенных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, декларациях, правилах и т.п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты не равнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы деятельности всех и каждого государства, направленных на предупреждение и борьбу с преступностью. Подавляющее большинство важнейших международных соглашений о предупреждении преступлений разработано в рамках организации Объединенных Наций. Эти международные соглашения составляют юридическую базу международно-правовых стандартов предупреждения преступности и борьбы с ней. ООН является общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью, ее предупреждением. Работа ООН в этой сфере осуществляется на международном уровне, и внутри государств путем установления единых стандартов и норм, разработки и принятия соответствующих документов. Предупреждение преступности и борьба с ней являются внутренним делом каждого государства, которое само определяет, в каких договорах следует участвовать, к деятельности каких международных организаций присоединиться и в каком объеме. Здесь исключается вмешательство во внутренние дела государств. Этим объясняет факт того, что все решения и резолюции ООН по вопросам предупреждения преступности и борьба с ней, имеют характер рекомендаций1. Тем не менее, государства стремятся к наиболее полному учету в своей деятельности международных рекомендаций по предупреждению преступлений. Документов, в которых так или иначе затрагиваются вопросы предупреждения преступности, немало. К их числу относятся, во-первых, документы общего характера, затрагивающие положения принципиального свойства, влияющие на общие методологические подходы к предупредительной деятельности. Это такие документы как, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических. Социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Декларация о правах инвалидов (1975 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989 г.). Другую группу документов, содержащих в себе рекомендации по предупреждению преступлений, представляют те, которые специально посвящены вопросам предупреждения. Сюда относятся: Декларация четвертого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1970 г.); Каракасская Декларация (1980 г.); Миланский план действий и Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.); Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития (1990 г.); Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1981 г.) и др. Основные положения этих документов о первостепенном значении предупреждения, о роли в нем семьи, школы, труда, о стимулировании участия общественности в предупредительной работе, роли молодежи в современном обществе, о внимании к жертвам преступлений, улучшении условий жизни населения, подготовке кадров правоохранительных органов, исключении из их арсенала пыток и действий, унижающих человеческое достоинство, уважительном обращении с правонарушителями в равной степени распространяются и на предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем, международное сообщество, уделяя внимание детям и молодежи, исходит из необходимости более тщательной воспитательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений. Соответственно этому Организацией Объединенных Наций принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого. Это Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.); Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде», 1990 г.); «Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» (1990 г.)2. Главная идея всех названных документов заключается в том, что в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не только с детьми-правонарушителями, но с детьми в целом. Один из Эр-Риядских принципов состоит в том, что следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе всех детей и молодых людей. Особое место в ряду этих документов занимает Конвенция о правах ребенка, которая закрепляет основные положения, имеющие принципиальное значение для предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Конвенция о правах ребенка закрепляет положение о том, что в основе предупреждения правонарушений лежит строгое соблюдение и защита его прав. В Преамбуле к Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть представлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения. Эта мысль находит свое дальнейшее развитие в статье 19 Конвенции, ориентирующей государства на защиту интересов ребенка: «1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». Конвенция о правах ребенка, ориентирует государство на минимизацию уголовных процедур, т.е. «…в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий» (п. «б» ст. 40). Статья 39 Конвенции о правах ребенка обязывает принимать «все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. Таким образом в Конвенции находит отражение положение о необходимости комплексного подхода к профилактической социальной политике. Основные положения, прямо касающиеся предупреждения преступности несовершеннолетних, изложены в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде 14 декабря 1990 г.)3. Здесь установлены стандарты по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, включая меры по защите молодых людей, которые оставлены родителями, лишены заботы, являются жертвами злоупотреблений или находятся в трудных жизненных условиях. Основное внимание в Руководящих принципах уделяется устранению условий, которые неблагоприятно влияют на нормальное развитие детей. С этой целью предлагаются всеобъемлющие междисциплинарные меры с тем, чтобы обеспечить молодежи жизнь, свободную от преступности, виктимизации и конфликтов с законом. В Руководящих принципах основное внимание уделяется порядку применения ранних превентивных и защитных мер. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих молодых людей4. Эр-Риядские принципы делают акцент на важности осуществления предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, избегая криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка и вреда другим. В основе этого должно лежать обеспечение возможности для ребенка получения образования и поддержки, способствующей развитию личности, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите. Осуществление предупредительной деятельности должно строиться, исходя из Эр-Риядских принципов, в соответствии со специальной теорией предупреждения преступности среди молодежи и подходами к этому вопросу, основанными на использовании законов, процессов, средств и систем услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничения условий, ведущих к этому. В Эр-Риядских принципах подчеркивается, что обеспечение благополучия, развития прав и интересов всех молодых людей является залогом предупреждения правонарушений с их стороны. Государствам предписывается принимать во внимание, что многие поступки молодых людей, которые не соответствуют общим социальным нормам и принципам, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста, и того, что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно меняется. При этом вмешательство официальных органов должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетних и на основе беспристрастного и справедливого подхода, а учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайнем случае. Важным является осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей. В Эр-Риядских принципах подчеркивается важность, и определяются общие направления сотрудничества в области предупреждения между «национальными, государственными, провинциальными и местными органами управления с участием частного сектора, представителей …общины, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних» (п. 9). В документе подчеркивается необходимость подготовки молодежи к жизни в обществе. Наиболее важными в этом признаются: семья, как ответственная за первичную подготовку ребенка к жизни; образование, и, в первую очередь, государственная система образования, прививающая уважение к основным ценностям жизни и развивающая личность, талант, умственные и физические способности молодых людей; общины, обеспечивающие широкий круг мер и услуг, помощь для преодоления трудностей, с которыми дети сталкиваются в период взросления; средства массовой информации, способные защитить интересы молодежи, отразить позитивную роль молодых людей в обществе (п. 11- 44)5. Как следует из анализируемого документа, соответствующие юридические обязанности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям имеют государственные учреждения. Такие обязанности заключаются с том, что помещение в воспитательные учреждения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, причем первостепенное значение имеют интересы подростка. Строго определяются условия, разрешающие официальное вмешательство такого типа: а) когда ребенку или подростку нанесен физический ущерб в результате намеренных действий родителей или опекунов; б) когда ребенок или подросток явился объектом сексуальных, физических или моральных злоупотреблений со стороны родителей или опекунов; в) когда ребенок или подросток оставлен без внимания, брошен или эксплуатируется родителями или опекунами; г) когда ребенку или подростку в результате действий родителей или опекуна грозит опасность физического или морального характера; д) когда поведение ребенка или подростка создало серьезную физическую или психологическую угрозу для него, а родители, организации, сам несовершеннолетний, а также общинные службы, базирующиеся вне места его жительства, не могут устранить эту угрозу, не прибегая к помещению в специальное учреждение (п. 46). Анализ Эр-Риядских принципов показывает, что ими предусматривается дифференциация мер по предупреждению преступности несовершеннолетних: во-первых, здесь предусмотрены общие меры по обеспечению социализации, социальной справедливости и равенства возможностей всех детей, что, в свою очередь, содействует устранению таких коренных причин преступности, как нищета, бездомность, беспризорность и др.; во-вторых, это меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, т.е. тем детям, которые живут в особо трудных условиях или родители которых пренебрегают родительскими обязанностями; в-третьих, это меры по недопущению необоснованного контакта детей правонарушителей с формальной системой правосудия; в-четвертых, это меры по осуществлению специализированного судопроизводства в отношении несовершеннолетних; в-пятых, это меры по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей; в-шестых, меры по предупреждению рецидива преступлений и иных правонарушений. Очевидно, что это предполагает соответствующие уровни предупреждения правонарушений несовершеннолетних, как по масштабам: общегосударственный, региональный, местный, так и по направлениям: образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Особое внимание уделяется участию общественности в предупреждении неблагополучия и правонарушений несовершеннолетних. В Эр-Риядских принципах подчеркивается, что для успешной предупредительной работы важное значение имеет координация усилий по взаимодействию экономических, социальных, учебно-воспитательных и медицинских организаций и служб, системы правосудия, молодежных и общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами развития детей и других соответствующих учреждений. Для этого рекомендуется активизировать обмен информацией, развивать сотрудничество по вопросам преступности среди молодежи, предупреждения преступности и правосудия в отношении несовершеннолетних с участием практических работников, экспертов, лиц, ответственных за принятие решений; поддерживать научно-технические разработки, подготовку кадров, осуществление экспериментальных проектов, касающихся предупреждения преступности среди молодежи (п. 61-65). Как следует из указанного документа, успех в деле предупреждения преступности несовершеннолетних связан с такими важными обстоятельствами как усилия всего общества в целом в обеспечении гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства. Дети не должны рассматриваться «лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля», а играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками, подчеркивается в документе (п. 9h). В международных документах подчеркивается важность и необходимость создания воспитывающей среды. Из этого следует, что профилактическая работа не должна быть направлена на решение частных, сиюминутных задач. Ее ориентирами должно быть повышение уровня жизни, формирование такого окружения ребенка, которое развивает в нем социально значимые качества. В создании воспитывающей среды важную роль, если не решающую, играет община, т.е. общественность, которой следует создавать необходимые условия для учебы, работы (или ее перспектив), досуга детей, прививать навыки поведения, позволяющие принимать социально значимые решения и вести правопослушный образ жизни. Следует активно вовлекать детей в общественную жизнь, где они должны быть именно участниками общественной деятельности, а не наблюдателями. Только полноценное участие детей в жизни общины, общества способно помочь предотвращению со стороны детей. Здесь находит, как мы видим, один из важнейших принципов воспитания – воспитание в активной деятельности (п. 32-39). В целях предупреждения правонарушающего поведения детей общинам рекомендуется тесное сотрудничество с государственными, местными органами управления, общественными объединениями. Идея предупреждения правонарушений несовершеннолетних находит свое развитие и в «Пекинских правилах» (Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних)6. Международное сообщество исходит из того, что существующий в государствах порядок судопроизводства негативно влияет на несовершеннолетнего, ставшего его участником, что сам факт такого участия формирует у несовершеннолетнего восприятие себя как настоящего преступника и поведение соответствующее такой идентификации. Следовательно, исключение несовершеннолетнего из общепринятого судопроизводства, отторжение несовершеннолетнего таким образом от криминальной среды имеет превентивный потенциал. Эта гипотеза способствовала выработке основных положений, касающихся судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Основное из них состоит в том, что «Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения» (п. 5.1). В Правилах подчеркивается роль конструктивной социальной политики в отношении несовершеннолетних, в частности, в предотвращении преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В Пекинских правилах отмечается необходимость уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, мобилизующих все возможные ресурсы, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом». В Резолюции № 1989/66 ЭКОСОС отмечается необходимость обеспечить в системе Организации Объединенных Наций эффективную взаимоувязку программ, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних на основе Пекинских правил, с программами, которые касаются ситуаций «социального риска», особенно таких, как наркомания среди молодежи, жестокое обращение с детьми, торговля детьми и их перемещение, детская проституция и безнадзорность. Пекинские правила помимо общих положений о статусе несовершеннолетнего правонарушителя дают конкретные рекомендации, относящиеся к применению мер предупредительного воздействия. К ним относятся: а) постановление об опеке, руководстве и надзоре; b) пробация; c) постановление о работе на благо общины; d) финансовые наказания, компенсация и реституция; e) постановления о принятии промежуточных и других мер; f) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; q) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; h) другие соответствующие постановления. Такие меры, как отмечается в правиле 18.1, могут осуществляться в сочетании друг с другом. Пекинские правила, кроме того, содержат рекомендации о предупреждении рецидива преступлений несовершеннолетних, к которым так или иначе применялось уголовное наказание: «Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких, как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества» (п. 29.1). Здесь доминирующим мотивом является мысль о том, что усилия всех учреждений необходимо направлять на ресоциализацию несовершеннолетних, совершивших преступления. В жизни каждого ребенка решающее значение имеет воспитатель, будь то члены семьи, педагоги или иные лица, занимающиеся воспитанием как основной деятельностью или участвующие в ней. Здесь важны как личностные, так и профессиональные качества. Именно поэтому в международных документах рассматривается вопрос о подготовке кадров для учреждений и служб, работающих с детьми. Во всех перечисленных документах подчеркивается необходимость специальной подготовки кадров тех, кто работает с детьми-правонарушителями, в частности, полиции (милиции). Международно-правовые предписания, касающиеся профессиональной подготовки специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями, основаны на положении о том, что наиболее перспективным, гуманным, педагогически и социально ценным, экономичным является раннее предупреждение. Для его существования необходима активизация фактора антикриминогенного характера. Это требует от сотрудников, специализирующихся в области работы с несовершеннолетними, хорошей подготовки по вопросам подростковой педагогики и психологии, индивидуальной работы с детьми-правонарушителями. Это положение нашло отражение в «Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», где отмечается, что сотрудники правоохранительных органов должны быть готовы учитывать в своей работе особые потребности молодежи, знать и использовать в максимально возможной степени программы и имеющиеся службы помощи, чтобы не допускать столкновения несовершеннолетних с системой правосудия7. Здесь подчеркивается, что, организуя предупредительную работу, необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется. В документе подчеркивается значение для предотвращения детской преступности факторов именно психологического свойства. Так, в принципе 6 отмечается, что следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка. Как вытекает из Эр-Риядских принципов, для осознания этих положений и их реализации необходима соответствующая квалификация. Для этого рекомендуется использовать все возможные формы и виды профессиональной подготовки и повышения квалификации. В Пекинских правилах подчеркивается, что персонал правоохранительных органов, имеющий дело с детьми, должен получать специализированную подготовку. В ст. 12 Пекинских правил обращается внимание на необходимость специальной подготовки полицейских, поскольку полиция является первым контактом с системой правосудия и крайне важно, чтобы она действовала квалифицированно и должным образом. Из ст. 22 Пекинских правил следует, что профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции), работающих с несовершеннолетними, должна соответствовать современному развитию науки. Специалисты, обеспечивающие предупредительную работу с детьми, должны быть готовыми к поддержанию своей профессиональной компетентности. Правилами предлагается минимальный объем профессионально значимых знаний. Это знания в области права, социологии, психологии, криминологии и науки о поведении. В Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, одна из рекомендаций специального докладчика состоит в том, что необходимо выделить ресурсы на организацию подготовки всех сотрудников государственного сектора, в том числе правоохранительных органов, по вопросам прав ребенка8. Представляется, что основные положения международных документов, особенности предупредительной работы с несовершеннолетними правонарушителями позволяют ставить вопрос об организации профессиональной подготовки дипломированных специалистов для работы с детьми-правонарушителями, беспризорными, безнадзорными и находящимися в трудной жизненной ситуации. Первые попытки в этом направлении были предприняты в Воронежском юридическом институте МВД России, где организована специализация выпускников в рамках базовой юридической специальности. Этот опыт, безусловно, заслуживает внимания. Но, думается, настало время, когда необходимо вести целенаправленную подготовку кадров для работы с несовершеннолетними. Осмысливая вопросы совершенствования подготовки кадров для работы с несовершеннолетними, полезно обратиться к отечественному опыту, накопленному в 20-е годы, когда была организована такая подготовка специалистов социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). Здесь студенты изучали медицинские, педагогические, психологические, юридические и другие вопросы, связанные с воспитанием подростков, предупреждением правонарушений с их стороны, защитой их прав и интересов. Преподавание здесь вели известные специалисты в деле воспитания несовершеннолетних правонарушителей: П.Г. Бельский, П.И. Люблинский, Н.А. Окунев, С.В. Познышев и др. Отделение СПОН просуществовало недолго. И после его закрытия вопрос о специальной профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел для работы с детьми возникает вновь и вновь. Сейчас, когда обсуждаются перспективы развития ювенальной юстиции в России, вопрос о профессиональной подготовке кадров для системы ювенальной юстиции становится чрезвычайно актуальным. При этом необходимо иметь ввиду существующее мнение о том, что в специальной подготовке здесь нет необходимости, поскольку есть хорошо подготовленные педагоги, психологи, юристы, медики и т.п. Они и являются зачинателями ювенальной юстиции. Это действительно так. Однако не следует забывать, что первопроходцы во многом действуют на энтузиазме, осваивая неизведанное, они попутно добывают и новые для себя знания. Но ни какое дело не может держаться только на энтузиазме. Разработка любой проблемы требует соответствующе подготовленных специалистов. Говоря о подготовке кадров для системы ювенальной юстиции, нельзя обойти вниманием международные документы, ее касающиеся и содержащие определенные рекомендации, которые могут быть полезными. Следует подчеркнуть, международные документы с полной определенностью говорят о том, что специальная подготовка кадров прежде всего отвечает интересам детей. Это положение оговорено в основном документе о детях – Конвенции о правах ребенка, где отмечается, что государства обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, имели компетентный персонал. Особое внимание при этом уделяется вопросу подготовки кадров для работы с детьми правонарушителями. Со вниманием следует отнестись к Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, (Пекинские правила), поскольку именно в них содержатся рекомендации по подбору и подготовке кадров, занимающихся делами несовершеннолетних. Этому вопросу посвящены п. 12 и п. 22. Здесь обращается внимание на необходимость специальной подготовки лиц, которые занимаются делами несовершеннолетних9. Из ст. 22 Пекинских правил следует, что профессиональная подготовка лиц, работающих с несовершеннолетними, должна соответствовать современному развитию науки. Правилами предлагается минимальный объем профессионально значимых знаний. Эти знания в области права, социологии, психологии, криминологии и науки о поведении. Принимая во внимание международные рекомендации, важность и ответственность работы с детьми, в том числе и правонарушителями, разработчики проекта Федерального закона «Об основах ювенальной юстиции» не обошли этого вопроса. В ст. 14 проекта Федерального закона «Об основах ювенальной юстиции» отмечается, что кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в государственных и негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Это положение соответствует духу и требованиям времени. Однако, на мой взгляд, оно требует развития и соответствующей проработки. Принимая это положение, мы неизбежно приходим к вопросу о том, каких именно специалистов следует готовить, где их место в существующих государственных образовательных стандартах. Казалось бы ответ очевиден: это специальности, связанные с работой с детьми. Отчасти это так. Однако дети, как мы знаем, оказываются участниками множества общественных отношений, имеющих свою специфику и требующих своих специалистов. Определенные ориентиры относительно особенностей деятельности и связанной с ней профессиональной подготовки дает ст. 2 этого же проекта. Здесь определены элементы, образующие систему ювенальной юстиции. Анализ этой статьи приводит к пониманию того, насколько разнообразной может, и, наверное, должна быть, профессиональная подготовка лиц, работающих в системе ювенальной юстиции. Однако, всем им необходимо знание особенной деятельности именно в системе ювенальной юстиции. Вывод, как мне думается, напрашивается сам: по ряду специальностей требуется введение новой специализации, например, «ювенальная юстиция», «ювенология» и др. Некоторые рекомендации могли бы дать соответствующие учебно-методические объединения (УМО) по конкретным специальностям, при одобрении Министерства образования и науки, разумеется. Важную роль в подготовке специалистов имеет переподготовка и повышение квалификации. Для повышения квалификации и переподготовки составляются программы трех уровней: — краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности; — среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное повышение квалификации в области ювенальной юстиции со специализацией по должности; — программы профессиональной переподготовки в области ювенальной юстиции объемом свыше 500 часов, со специализацией по должности. Время и объем программ целесообразно устанавливать с учетом базового профессионального образования, особенностей профессиональной деятельности в системе ювенальной юстиции. Образовательные программы дополнительного профессионального образования при профессиональной переподготовке должны предусматривать: — базовую подготовку (государственно-правовую, государственно-управленческую, экономическую и общегуманитарную подготовку); — общую специальную подготовку (дисциплины по специальности); — прикладные дисциплины (дисциплины по специализации, включая основные дисциплины по специализации, дисциплины по предложениям кафедр/преподавателей и выбору слушателей); — общую и специальную компьютерную подготовку; — стажировку или практику; — подготовку выпускной работы; — языковую подготовку; — физическую подготовку. Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования служащих может определяться базовыми учреждениями самостоятельно. В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования общепринято устанавливаются следующие сроки обучения: — при повышении квалификации – от двух до шести недель с отрывом от работы (службы) и от шести недель до шести месяцев без отрыва от работы (службы); — при профессиональной переподготовке – от трех до шести месяцев с отрывом от работы (службы) и от шести месяцев до одного года без отрыва от работы (службы). Как и положено в таких случаях, освоение образовательных программ дополнительного профессионального образования подтверждается государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдается документ государственного образца: — удостоверение о повышении квалификации – для лиц, освоивших краткосрочные программы; — свидетельство о повышении квалификации – для лиц, освоивших среднесрочные программы; — диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки. К настоящему времени накоплен некоторый опыт подготовки специалистов, которые могут использоваться в системе ювенальной юстиции. Так, например, ведется подготовка социальных работников в Коломенском областном педагогическом институте, Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского, Воронежском юридическом институте МВД России и некоторых других вузах страны. Изучение и обобщение этого опыта позволит выявить общие проблемы, выработать соответствующие рекомендации. Учитывая актуальность вопроса подготовки кадров для системы ювенальной юстиции, имеющийся уже в этой области опыт, потребности практики была бы полезной, с моей точки зрения, разработка перечня дисциплин, необходимых для изучения, примерных рабочих программ, которые могли бы использоваться в ходе реализации как основных, так и дополнительных программ профессионального образования. В этом контексте актуальными становятся вопросы подготовки преподавателей и разработки соответствующих учебников. Задача не простая, но необходимая и вытекающая непосредственно из анализируемых международных документов. | |
Просмотров: 4272 | |