Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [128] |
[22-Май-11] | |
новые тенденции в признании права собственности (0) |
[07-Дек-11] | |
продолжение текста приговора Тимошенко (0) |
[29-Авг-12] | |
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (0) |
[29-Авг-12] | |
ХОДАТАЙСТВО о помиловании (0) |
[01-Май-11] | |
КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ В ИНТЕРНЕТ (0) |
[18-Май-11] | |
Относительно термина "презумпция правомерности" (0) |
[15-Июн-11] | |
ПОЛОЖЕННЯ про забезпечення доступу до публічної інформації у Верховному Суді України (0) |
[21-Ноя-12] | |
Про деякі питання здійснення кримінального провадження на підставі угод (0) |
[07-Дек-11] | |
продолжение текста приговора Тимошенко (0) |
[21-Май-11] | |
Проблеми захисту прав суб’єктів підприємницької діяльності в господарських судах України (0) |
Наш опрос
Меню сайта
Поиск
Друзья сайта
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
глобалізація юриспруденції – виклик часу для України (0) |
[18-Сен-12] | [Мои статьи] |
Обстоятельства, исключающие преступность деяния (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
Виправлення помилок у судовому рішенні (0) |
[22-Апр-11] | [Мои статьи] |
Резолюция 1976 (2011), принятая Советом Безопасности на его 6512-м заседании 11 апреля 2011 года (2) |
[20-Ноя-11] | [Мои статьи] |
Легализация наркотиков (1) |
[23-Сен-12] | [Мои статьи] |
Как общаться с подчиненными (0) |
[19-Авг-12] | [Мои статьи] |
женский адвокат (0) |
[20-Авг-12] | [Мои статьи] |
Проблемы безопасности предпринимательской деятельности (0) |
[02-Окт-12] | [Мои статьи] |
Процент раскрываемости (0) |
[28-Апр-11] | [Мои статьи] |
10 самых странных исковых заявлений в истории юридической практики (0) |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблемы безопасности предпринимательской деятельности
В нашем прошлом все вопросы и проблемы обеспечения безопасности брало на себя и решало государство. Понимание и содержание обеспечения безопасности было сужено в соответствии с образом жизни людей в социалистическом обществе. Мы к этому привыкли — теперь необходимо обстоятельно отвыкать. Радикальные социально-экономические преобразования, произошедшие в украинском обществе в последнее десятилетие, вызвали существенные изменения общественных отношений. Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что центральной фигурой в негосударственном секторе экономики нашей страны является предприниматель. Предприниматель — главное действующее лицо рынка и стержень любой экономической системы, основанной не на государственно-монополистической, а на конкурентной основе. Предприниматель — гарант стабильности гражданского общества, гарант экономической безопасности государства. Рыночные и демократические преобразования, процесс углубления капитализации в Украине все настойчивее диктуют необходимость законодательно обеспечить безопасность организаций и личности в бизнесе и предпринимательской деятельности вообще и, в особенности, в организациях негосударственной формы собственности. Развитие в Украине деловой инициативы, конкурентной среды и, к сожалению, коррупции, особенно в предпринимательстве и бизнесе, актуализируют решение этих вопросов и проблем в стране, причем, на современном цивилизованном уровне. Сегодня обеспечение безопасности — это одна из важнейших функций любой организации и каждого человека. При этом функции государства законодательно и административно увеличиваются, но в то же время оно и делегирует при помощи законов и подзаконных актов ряд существенных функций по обеспечению безопасности непосредственно юридическим и физическим лицам. Пришло время формирования в Украине единой системы обеспечения безопасности личности, гражданина, организации, особенно в предпринимательстве и бизнесе, на базе базе цивилизованной рыночной идеологии и четкого государственного законодательства. Сейчас в Украине объективно создаются условия для формирования единой системы обеспечения безопасности личности и предпринимательства, составными частями которой являются: — государственная система, представленная правоохранительными органами и спецслужбами; — негосударственная система, которая представлена частными охранными, охранно-техническими и детективными предприятиями, коммерческими службами безопасности, предприятиями различной формы собственности, информационными бюро, службами безопасности банков, учебными центрами, профильными фондами, научно-исследовательскими структурами, профильными факультетами высших учебных заведений. Задания, которые решаются негосударственной системой, ориентированы на защиту законных прав и интересов предпринимателей и способствуют общему развитию предпринимательства в Украине. Поэтому негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства и личности выступает объективным союзником государственной системы, и это предопределяет возможность и необходимость взаимодействия государственных служб и органов безопасности с представителями негосударственной системы безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, такое взаимодействие расширяет возможности государства в борьбе с экономическими преступлениями, с общеуголовной преступностью, с промышленным шпионажем и экономической разведкой. Однако, отечественный и зарубежный опыт, также, свидетельствуют о том, что основная роль в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности принадлежит именно предприятиям, а не государственным органам. Существующие государственные механизмы с традиционными методами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности оказываются в нынешней ситуации малоэффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов как украинских предпринимателей, так и их зарубежных партнеров. Одной из основных причин делегирования государством полномочий по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности к негосударственной системе безопасности является то, что государственные правоохранительные органы должны заниматься, согласно их статусу, профилактикой и раскрытием правонарушений и преступлений, а не обеспечением комплексной безопасности предпринимательской деятельности в негосударственном секторе экономики. К тому же сегодня многие предприниматели и бизнесмены беззащитны именно перед противоправной деятельностью коррумпированных представителей власти и их органов. Такие ведомства, как Министерство внутренних дел, ГНАУ и пр., обладая правом осуществлять оперативные и следственные мероприятия, могут совершенно бездоказательно обвинить и привлечь к ответственности практически любого бизнесмена. К сожалению, это горькая правда, потому как наши законы в области предпринимательства и бизнеса настолько запутаны разнообразными подзаконными актами и чиновничьими «пояснениями» и «интерпретациями» (увертками), что перед ними бизнесмен просто беззащитен. В Украине Конституция соответствует европейским требованиям. Тем не менее ее первый раздел, регламентирующий права и свободы личности и гражданина, пока что во многом декларативен, особенно в сфере экономической свободы, свободного предпринимательства. В этом отношении зарубежный опыт не укладывается в нашу действительность. Капиталистическая экономика и социальная сфера в ней серьезно отличаются от переходной экономики, а наша социальная ментальность от ментальности, к примеру, европейца. Поэтому еще много лет отечественный предприниматель будет двигаться к обеспечению безопасности своего бизнеса по пути организации собственной негосударственной службы безопасности. В такой ситуации одним из наиболее надежных резервов государства для решения подобных вопросов могут стать негосударственные структуры защиты безопасности предпринимательства и бизнеса. В связи с этим возникают вопросы: что такое негосударственная система безопасности, кто является ее субъектами, в каких направлениях она действует, каким образом должно осуществляться взаимодействие этих структур с государственными правоохранительными органами и какой дожна быть правовая база их деятельности? Пришло время для разработки и принятия Верховной Радой Украины специального закона, который бы признавал право на существование таких структур, отводил им соответствующее место в системе государства, определял их права и обязанности, а также механизмы их взаимодействия с правоохранительными органами. Но даже в том случае, если этот закон будет принят, неотложным станет принятие закона «О безопасности предпринимательства и личности», который должен совместно с другими дать ответ на два вопроса: что защищать в предпринимательстве и кто должен защищать частное предпринимательство? Взаимодействие государства с негосударственной системой обеспечения безопасности Негосударственный сектор охранных услуг возник в Украине в конце 80-х — в начале 90-х годов. Правовой основой его существования стал Закон «О предпринимательстве». В Украине сформировалось довольно большое количество охранных организаций и служб безопасности предприятий, банков, а также фирм юридической и правовой защиты граждан. К ним следует отнести структуры, которые предлагают программно-технические комплексы защиты информационных систем, фирмы, обеспечивающие информационную, коммерческую, противопожарную, экологическую безопасность. Кроме того, необходимо учесть негосударственные вузы, учебные центры, специализирующиеся на подготовке специалистов этой сферы. Наиболее важен и сложен механизм взаимодействия между государственными правоохранительными органами и негосударственными службами безопасности в борьбе с преступностью. К сожалению, существенным препятствием на пути взаимодействия этих структур становится определенное недоверие друг к другу. Криминализация отдельных негосударственных охранных структур стала одним из факторов, вызывающих у государственных органов негативное отношение к ним. Поэтому государству следует поддерживать стремление со стороны негосударственных органов и структур к объединению их в федерации, ассоциации, клубы и т.д. на принципах борьбы за чистоту своих рядов, активного противодействия криминальным группировкам, внедрения цивилизованных форм и методов в работу, соблюдения общечеловеческих ценностей. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. В настоящее время объективно сложились условия для налаживания надлежащего взаимодействия государственных и негосударственных структур для обеспечения безопасности предпринимательства в Украине. 2. Существует ряд факторов, которые осложняют, а иногда и тормозят этот процесс. К ним принадлежит: — склонность некоторых ведомств к командно-административным методам руководства, нежелание с их стороны учитывать реальные изменения, характерные для настоящего момента, попытки видеть в негосударственных службах безопасности нежелательного конкурента или даже преступные формирования; — криминализация рынка охранных услуг; — правовой вакуум в сфере законодательства, призванного регулировать вопрос безопасности предпринимательства в Украине; — отсутствие четких программ борьбы с преступностью, которые предусматривали бы механизм взаимодействия всех сил, действующих в этом направлении. 3. Изменения форм собственности и возникновения новых рыночных отношений нуждаются в перераспределении усилий в борьбе с преступностью между государственными и негосударственными субъектами безопасности предпринимательской деятельности. 4. Выход из-под опеки государства означает не только получение самостоятельности, но и ответственность за безопасность предпринимательской деятельности. 5. Рассматривая государство как гарант безопасности Украины, необходимо создать надежные правовые и другие препятствия на пути втягивания правоохранительных органов в рыночные «разборки» и криминализацию деятельности. Вышеизложенное дает возможность утверждать, что необходимость концептуального осмысления места и роли негосударственных систем безопасности предопределена отсталой от сегодняшних реалий правовой базой, отсутствием эффективного взаимодействия между правоохранительными органами и негосударственной системой безопасности. Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться субъектам совместной деятельности для обеспечения безопасности частной собственности, предпринимательства и личности, должны стать: 1. взаимная ответственность государственных и негосударственных структур перед законом за действия, наносящие ущерб национальным интересам; 2. защита государством законных интересов негосударственных организаций в соответствующих сферах их деятельности; 3. взаимодействие в борьбе с криминальным сектором в экономической и финансовой сферах деятельности; 4. предоставление приоритетной помощи негосударственным организациям, которые принимают непосредственное участие в защите безопасности важнейших для государства предприятий; 5. уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Организационные проблемы подготовки специалистов по безопасности Исходя из вышесказанного, необходим отечественный подход в теории и практике и, соответственно, в образовательной деятельности, в обучении и воспитании специалистов по безопасности предпринимательской деятельности. В ближайшем будущем потребность в руководителях и специалистах по разным направлениям обеспечения безопасности предпринимательства в Украине будет неизменно расти. Задание вузов всех форм собственности будет заключаться именно в обеспечении подготовки данной категории специалистов. От качества осуществления учебного процесса в вузах будет зависеть не только будущее данного вида профессиональной деятельности, но и обеспечение создания благоприятного климата в предпринимательстве в целом для нашей страны. Потому сегодня каждой предпринимательской или бизнес-организации необходим профессионально подготовленный специалист с высшим образованием. Такой специалист вскоре будет иметь большой спрос на рынке труда и рабочей силы. Особенно нужно работать над содержанием учебы в подготовке менеджера безопасности предпринимательской деятельности как организатора, правоведа, прогнозиста, профилактика и, наконец, профессионального руководителя и стратега, способного в любой опасной ситуации быстро оценить обстановку и принять эффективное решение. Его персонал должен быть преданным фирме и ее деятельности по определению, профессионально безукоризненным, психофункционально надежным. Поэтому менеджер по безопасности должен в совершенстве владеть современными методами, способами и приемами обучения и воспитания своих подчиненных, уметь стимулировать в них высокую работоспособность, развивать навыки в проявлении выдержки и хладнокровия в самых сложных критических и кризисных ситуациях. Такие специалисты уже готовятся в Полтаве. В 2003 году на базе Полтавского института бизнеса Международного научно-технического университета им. академика Ю. Бугая (IV уровень аккредитации) был открыт факультет безопасности бизнеса. Впервые начата подготовка руководителей для негосударственных структур безопасности. В настоящее время специалисты данного профиля готовятся по направлению "Менеджмент” — 0502, специальность "Менеджмент организации” — 7.050201, специализация "Менеджмент безопасности и правовое обеспечение предпринимательской деятельности”. Срок обучения: — бакалавр (6.050200) — 4 года; — специалист (7.050201) — 5 лет. Форма обучения: дневная и заочная. Сегодня является актуальной как подготовка будущих специалистов, которые получают высшее образование со сроком обучения 5 лет, (стационарная и заочная форма обучения), так и предоставление второго высшего образования. Более того, основным контингентом для получения второго высшего образования, должны стать сотрудники правоохранительных органов и силовых структур, которые планируют увольняться с государственной службы и в дальнейшем продолжить работу в негосударственной системе безопасности. Обучение данной категории лиц будет для них своеобразным процессом адаптации к условиям деятельности вне государственных структур. Но предоставление образования путем осуществления «дистанционного обучения» (через электронную сеть Internet, или почту), как и в медицине, по мнению специалистов факультета безопасности бизнеса ПИБ МНТУ, недопустимо. Это, в известной мере, обесценит уровень профессиональной подготовки специалистов данного направления. Как и в медицине, в сфере безопасности предпринимательской деятельности от качества подготовки специалиста зависит не только финансовый успех предприятия, а также жизнь и здоровье персонала и членов их семей. Как бы мы этого не отрицали, но статистика покушений на предпринимателей и преступлений в негосударственном секторе экономики (имеются в виду страны бывшего СССР) подтверждает эту мысль. Более сложным является задание по наполнению содержательной части учебного процесса. Прямое копирование учебных программ для подготовки специалистов правоохранительных органов является недопустимым (лица, работающие в негосударственной системе безопасности, не являются субъектами оперативно-разыскной деятельности). Это приведет к нарушению ряда законов Украины как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности выпускника-специалиста. С другой стороны, прямой перенос учебных дисциплин, исследуемых в рамках менеджмента или правоведения, является неоправданным. Как показывает практика, работа и предоставление услуг в сфере безопасности предпринимательской деятельности требуют от лиц специальных знаний, умений и навыков, отличных от тех, которые формируются у специалиста в процессе обучения по специальности «Менеджмент организации» или «Правоведение». Поэтому высказывания некоторых специалистов относительно системы подготовки специалистов по безопасности предпринимательской деятельности вызывают удивление, нарекания и возражения. Одна из проблем в отрасли подготовки специалистов по безопасности предпринимательской деятельности, которую нужно решить, — подбор профессорско-преподавательского состава для обеспечения профессионально ориентированных, специальных менеджерских и других дисциплин, связанных с особенностями осуществления обучения специалистов по специализации «менеджмент безопасности и правовая защита предпринимательской деятельности». Данная проблема актуальна, потому что специалистов-ученых в области негосударственной безопасности предпринимательской деятельности пока еще в Украине очень мало. Знания ученых, в прошлом оперативных сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, специфичны и требуют адаптации для использования в сфере обеспечения безопасности предпринимательства и ее правового поля. Использование знаний специалистов такого профиля приведет, в конечном итоге, к дискредитации специальности и создаст ненужные проблемы для вуза. | |
Просмотров: 2465 | | |