Мои статьи [128] |
[16-Окт-12] | |
застосування судами при розгляді справ окремих норм законодавства про власність та спадкування (0) |
[20-Окт-12] | |
Молодь: її права та соціальне становлення в сучасній Україні (0) |
[29-Июл-12] | |
СПРАВА "ГОНГАДЗЕ ПРОТИ УКРАЇНИ" ч.2 (0) |
[22-Май-11] | |
новые тенденции в признании права собственности (0) |
[16-Окт-12] | |
застосування судами при розгляді справ окремих норм трудового права (0) |
[19-Апр-11] | |
ДЕЛО БОЧАРОВА ПРОТИВ УКРАИНЫ. РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (1) |
[11-Сен-12] | |
про третейську угоду (0) |
[13-Авг-12] | |
Шляхи удосконалення порядку бюджетного відшкодування податку на додану вартість (0) |
[07-Дек-11] | |
продолжение текста приговора Тимошенко (0) |
[22-Сен-12] | |
КАСАЦІЙНА СКАРГА (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
ПОНЯТИЕ НЕВМЕНЯЕМОСТИ И ЕЕ КРИТЕРИИ (0) |
[22-Сен-12] | [Мои статьи] |
"ЧЕРНЫЙ СПИСОК" ЗАСТРОЙЩИКОВ УКРАИНЫ (0) |
[18-Апр-11] | [Мои статьи] |
ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ (0) |
[15-Сен-12] | [Мои статьи] |
СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ИЗРАИЛЕ (1) |
[01-Ноя-12] | [Мои статьи] |
Верховный суд США (1) |
[27-Окт-12] | [Мои статьи] |
Как получить загранпаспорт в Украине (1) |
[18-Апр-11] | [Мои статьи] |
ЗАХИСТ ПРАВ ДІТЕЙ ПРИ ВІДЧУЖЕННІ ЖИТЛА: ДВА ПИТАННЯ (1) |
[01-Сен-12] | [Мои статьи] |
Политическая преступность (0) |
[10-Сен-11] | [Мои статьи] |
О юридических услугах (7) |
[06-Дек-11] | [Мои статьи] |
Еще один из вариантов как «обидеть» конкурента… (0) |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Основные понятия: взятка, должностное лицо Получение
взятки - один из самых опасных видов должностных преступлений. Посягая на
нормальное функционирование аппарата управления государством (в частности,
органов внутренних дел), распространение этого вида преступлений дезорганизует
деятельность органов управления, дискредитирует государственные институты в
глазах населения. Важно понимать, что взяточничество существует не само по
себе, а выступает как средство, делающее преступную деятельность наиболее
эффективной, а значит, наиболее опасной. Взятка фактически представляет собой
двустороннюю сделку между корруптером (т.е. подкупающей стороной) и коррумпируемым
субъектом (т.е. тем, кто продает свои полномочия и возможности). В большинстве случаев в качестве взятки выступают наличные денежные суммы, ценные бумаги и имущество, которые передаются под различными завуалированными предлогами: —
оплаты работы по договору либо услуг (санаторные и туристические путевки,
производство ремонтных, строительных и других работ); Таким образом, особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер. Получение взятки нередко сопряжено с вымогательством, т.е. требованием должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам граждан, либо создание для гражданина таких условий, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных для него последствий. При этом не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и ущемляющие его интересы. Сотрудники органов внутренних дел при вымогательстве взятки могут обращаться непосредственно к гражданину, но зачастую пользуются услугами посредников. В качестве посредника может выступать член семьи, близкий друг, «свой адвокат» и т.д. При этом действия и взяткодателя, и взяткополучателя, как правило, тщательно скрываются обеими сторонами. Передача взятки в большинстве случаев происходит без свидетелей. Для успешного выявления фактов взяточничества необходимо выяснить, является ли человек, вымогающий взятку, должностным лицом. От этого зависит правильная квалификация преступления и возможность привлечения взяточника к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ. Согласно положениям УК РФ, должностными являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо выполняющие организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Сотрудники МВД РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к категории представителей исполнительной власти и являются должностными лицами в связи с тем, что наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК РФ.
Другой
немаловажный аспект квалификации — правильное определение предмета
взятки. Наиболее завуалированными способами дачи - получения взятки является
прощение долга, оплата долга должностного лица, фиктивное зачисление на
должность, отзыв материального иска из суда, предоставление в безвозмездное
(или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита и
т.д. В соответствии с Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует разграничивать понятие подарка и взятки. Данные законы категорически запрещают государственным (муниципальным) служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Тем не менее, Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает дарение «обычных подарков, стоимость, которых не превышает трех тысяч рублей» (ст. 575 ГК РФ). Таким
образом, если должностному лицу передается такой подарок, то практически сложно
установить, был ли это действительно подарок или взятка за выполнение
(невыполнение) конкретных действий взяткополучателем. В таком случае предмет
взятки по всем характеристикам соответствует подарку, но, по сути, является
взяткой. В тех случаях, когда установлено, что передача такого подарка, даже в
незначительном размере, была результатом вымогательства со стороны должностного
лица, содеянное квалифицируется как получение взятки. Небольшой размер передаваемого имущества может также свидетельствовать о передаче взятки в несколько этапов для ее маскировки. Основаниями для отграничения подарка от взятки является стоимостное значение предмета, выступающего в качестве взятки (подарка), повод передачи данного предмета, субъекты (лица), участвующие в указанных отношениях. Получение взятки сотрудниками милиции возможно в служебном или ином помещении, на улице, в автомобиле, а также дома у сотрудника органов внутренних дел либо в ином другом месте. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.
Одним
из основных поводов для возбуждения уголовного дела по факту взяточничества
является заявление гражданина. Заявление может быть сделано в устном или
письменном виде (в орган внутренних дел либо органы прокуратуры, т.к. подобные
факты относится к их компетенции). Письменное заявление о преступлении должно
быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в
протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.
Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах,
удостоверяющих личность заявителя. Заявитель предупреждается об уголовной
ответственности за заведомо ложный донос. Анонимное заявление о преступлении не
может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Заявителю после подачи
заявления в обязательном порядке выдается документ о принятии сообщения о
преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени
его принятия.
1)
когда, где, в какое время и при каких обстоятельствах либо через кого
должностным лицом было выдвинуто требование о даче взятки (подкупа); С
заявлением о факте вымогательства взятки со стороны сотрудников внутренних дел
следует обращаться незамедлительно в органы прокуратуры либо в Управление
собственной безопасности ГУВД по Челябинской области. При этом следует иметь в виду, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Кроме того, подлежат возвращению владельцу деньги и другие ценности, переданные им взяткополучателю, если лицо до передачи этих ценностей добровольно сообщило о предстоящей даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя. Также подлежат возврату владельцу деньги и другие ценности, если он вынужден был передать их в качестве взятки в результате акта вымогательства для предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц. Деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства. В случае оказании давления на заявителя и угроз со стороны вымогателя сотрудники Управления собственной безопасности могут обеспечить заявителю меры по обеспечению его личной безопасности. | |
Просмотров: 3726 | | |