Любой представитель
юридической профессии может быть привлечен к дисциплинарной, административной и
уголовной ответственности. Однако, каким образом будет реализована процедура
привлечения к ответственности юриста зависит от вида юридической деятельности.
Хотел бы обратить Ваше внимание именно на риски привлечения к различным видам
ответственности юристов, которые работают в юридической компании.
Так, практикующий
юрист может привлекаться к ответственности, как по инициативе
работодателя, так и по инициативе клиента. Работодатель в случае
необходимости может привлечь юриста к дисциплинарной ответственности согласно с
положениями Кодекса законов о труде. При этом процедура привлечения к
дисциплинарной ответственности именно юриста не имеет никакой специфики, а
поэтому регулируется соответственно общими положениями трудового
законодательства. Исходя из этого, согласно части 1 статьи 147 Кодекса законов
о труде, за нарушение трудовой дисциплины к работнику могут применяться лишь
такие виды взысканий:
• Выговор;
• Увольнение.
Также не стоит
забывать, что к дисциплинарной ответственности юрист может быть привлечен и по
инициативе клиента. При заключении договора на юридическое обслуживание с
клиентом, именно за последним остается окончательное слово по поводу стратегии
и тактики ведения судебного дела или другой работы, предусмотренной договором.
Поэтому заказчик имеет полное право проявлять инициативу и подсказывать
партнерам, стоит ли поощрять или налагать взыскания на того или иного
юриста. В большинстве случаев, конечно, именно партнер принимает решение, но,
безусловно, оставить без внимания замечания клиента он не может. Совсем другая
ситуация возникает, когда клиент желает привлечь к ответственности не
конкретного исполнителя по делу, а юридическую компанию в целом. В данной
ситуации спор решается чаще всего в судебном порядке, исходя из субъектного
состава сторон.
Причины для
привлечения к ответственности юриста могут быть абсолютно разные. При этом
юрист может либо выполнить работу ненадлежащим образом, либо не выполнить ее
вообще. Поэтому, чтобы привлечь к ответственности юриста, нужно иметь
достаточно веские причины и понимать, что именно выполнено им не так
или не выполнено вообще. Для этого существуют некоторые критерии, с помощью
которых является возможным оценить работу юриста. Безусловно, список этих
критериев не исчерпывающий, он во многом зависит от клиента, а также от самой
работы, которую выполняет юрист.
По моему мнению, среди
основных критериев оценки работы юриста можно выделить следующие:
• Срок выполнения работы. Так, в большинстве
случаев любое задание, которое стоит перед юристом, подлежит исполнению в
какой-то конкретный срок. Этот срок может быть предусмотрен законом (например,
подача апелляционной жалобы на решение суда) или клиентом. Поэтому если юрист
не выполнил работу в установленный срок, то, безусловно, это является
основанием для привлечения его к ответственности.
• Результат работы. Это наиболее важный критерий, с
помощью которого определяется качество выполненной юристом работы. Именно
поэтому достижение результата, который был намечен перед постановкой задания,
является показателем успешного выполнения работы, что, в свою очередь,
исключает привлечение к ответственности исполнителя.
• Качество работы. Этот критерий в большинстве случаев
может иметь определяющее значение при оценке выполненной работы, поскольку в
некоторых ситуациях очень важно проделать работу не только быстро, но и
качественно. Примером такой ситуации может быть подготовка проекта
какого-нибудь хозяйственного договора. При выполнении такой работы важно учесть
не только все пожелания клиента и нормы действующего законодательства, но и
предусмотреть возможные риски, которые будет нести заказчик при ненадлежащем
исполнении договора другой стороной. Поэтому необходимо тщательно их изучить,
по возможности минимизировать, чтобы в дальнейшем избежать любых претензий со
стороны клиента.
Хочу также отметить,
что, исходя из моего опыта работы в юридическом бизнесе, каждый из этих
критериев в конкретной ситуации может либо значительно увеличивать, либо
уменьшать свое влияние.
Формула решения
проблемы привлечения юриста к ответственности очень простая: «Нужно
всего лишь быстро и качественно выполнить поставленное задание». Но это
просто лишь на первый взгляд. На самом деле, даже качественно выполненная в
установленный срок работа может не привести к положительному результату, что
станет причиной недовольства и разочарования клиента. В данной ситуации юрист
должен представить неопровержимые доказательства того, что он сделал все
правильно и своевременно, а полученный отрицательный результат является всего
лишь следствием, случайным стечением обстоятельств, которые не зависят от его
воли. Тогда же и возникает вопрос, какие именно доказательства нужно
предоставить клиенту, чтобы избежать привлечения к ответственности в
дальнейшем?
Я считаю, что
предупредить развитие указанной ситуации возможно еще в начале работы. Для
этого перед постановкой задания нужно согласовать с клиентом механизм
их взаимодействия, а также контроля над выполнением работы. Так, процесс
выполнения любой работы состоит из определенного количества этапов. Поэтому
очень часто стоит прибегать к тому, чтобы перед непосредственным началом
выполнения задания юрист знакомил клиента с механизмом своих последующих
действий. Безусловно, этот механизм должен быть детально описан таким образом,
чтобы человек без юридического образования, каким чаще всего и является
заказчик, мог понять, о чем идет речь и для чего все это нужно. Конечно, такая
работа потребует некоторых затрат времени со стороны юриста, однако это может в
дальнейшем быть компенсировано отсутствием каких-либо замечаний от клиента.
Кроме этого, необходимо согласовывать с клиентом необходимость выполнения, а
также результаты проведения каждого этапа работы, что даст возможность юристу
дополнительно себя застраховать.
Не менее важным
аргументом со стороны юриста может быть его честность по отношению к
клиенту. Не стоит забывать обо всем, когда у вас «на пороге ждет» клиент,
который уже сегодня готов заплатить щедрый гонорар за Вашу работу. В этой
ситуации необходимо тщательно изучить проблему и обязательно предупредить
клиента обо всех рисках, которые могут возникнуть в процессе выполнения работы.
Однозначно такое решение может огорчить клиента, а в некоторых случаях даже
совсем отпугнуть его от совместной работы с Вами. Однако я полагаю, что это не
повод для огорчения, поскольку в случае неблагоприятного стечения обстоятельств
или возникновения определенных рисков, о которых Вы не предупредили заказчика,
вполне закономерно возникнет желание клиента привлечь Вас к ответственности.
Следует отметить, что
многие юридические компании пытаются обезопасить себя еще перед началом
сотрудничества. Для этого существует несколько способов. Одним из наиболее
эффективных, по моему мнению, среди них является страхование рисков по
договору, которые заключаются между клиентом и юридической компанией. Таким
образом, в случае проигрыша дела клиент для возмещения ущерба обращается к
страховой компании, что очень выгодно и для него, и для юридической фирмы.
Однако хочу обратить Ваше внимание, что данный способ может быть доступен
только для иностранных юридических фирм, работающих в Украине. Такая ситуация
обусловлена тем, что отечественные страховые компании на данное время не
предоставляют услуг по страхованию подобных рисков в юридическом бизнесе.
Также существуют и
другие инструменты избегания ответственности перед клиентами, среди которыхгарантирование
клиенту, что юридическая фирма соблюдает принятые «Этические правила», а
также Правила адвокатской этики. Таким образом, клиент уведомляется о том, что
юридическая фирма обязуется действовать согласно принятым правилам, и поэтому
будет делать все возможное, чтобы не потерять свой авторитет на рынке.
|